Одним из средств, эффективно способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников и выработке правильных привычек, является дидактическая игра. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике. В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр, как средства формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме.
В своей работе я использую следующие средства организации дидактических игр:
• использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;
• включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников;
• использование в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогом в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Для этой цели и служат дидактические игры. Мной создана картотека дидактических игр по формированию представлений дошкольников о здоровом образе жизни.
Примеры дидактических игр по формированию представлений дошкольников о здоровом образе жизни:
Д/игра: «Полезная и вредная еда».
Задачи:
1. Формировать знания детей о полезной и не полезной пище.
2. Систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта.
3. Развивать здоровые принципы питания.
Д/игра: «Моё тело»
Задачи:
1. Формировать представление о строении тела и мышечной системы.
2. Формировать умение двигаться красиво и точно.
3. Воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью.
Д/игра «Почему это произошло? »
Задачи:
1. Формировать понятие о первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении.
2. Познакомить с приёмами искусственного дыхания, его значения и необходимости.
Д/игра: «Умею, не умею»
Задачи:
1. Познакомить детей с внешним строением тела, с возможностями тела (организма).
Д/и: «Письмо от Почемучки»
Задачи:
2. Обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания о строении человека, о здоровом образе жизни
3. Воспитывать желание соблюдать правила здорового образа жизни.
Таким образом, в результате формирования начальных представлений о здоровом образе жизни средствами дидактической игры у дошкольников и её, мы отметили положительную динамику состояния здоровья, улучшение физических качеств детей, повышенный интерес к дидактическим играм. Дети не только знают и соблюдают основные правила игры, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения. Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать жизнь детей полной и счастливой.